Контрафакт на рынке сухих строительных смесей
Газета «Технологии и бизнес на рынке сухих строительных смесей» опубликовала краткое сообщение управляющего Союза Производителей ССС Евгения Беляева, посвященное актуальной проблеме контрафактной продукции на отечественном рынке ССС.
В сообщении рассматриваются несколько основных способов подделки продукции. Самый «безобидный» способ — покупка ССС в стандартной большой упаковке (25-30 кг) и самостоятельная расфасовка меньшими объемами (2-3 кг). Это позволяет продавцу значительно увеличить наценку, но также и удовлетворяет потребности покупателя-частника в небольшом объеме качественного материала для косметического ремонта. Интересы производителя при этом страдают только косвенно. Стоит отметить, что чаще всего продавцы, использующие этот способ подделки, фасуют материал в упаковку, копирующую оригинальную.
Другой способ наносит гораздо больший ущерб производителю и потребителю: нередки случаи расфасовки в «фирменную» упаковку, самостоятельно изготовленную в дешевой типографии, обычного строительного гипса или песчано-цементного состава. В итоге покупатель оказывается обманут, а на имидж компании-производителя ложится пятно.
Аналогичный по степени ущерба третий способ — покупка недорогих ССС производства небольшого и малоизвестного предприятия и продажа по значительно большей цене под видом продукции известной марки. Стоит отметить, что данный способ подделки на сегодняшний день встречается реже всего.
По мнению Евгения Беляева, основной причиной широкого распространения контрафакта на рынке сухих строительных смесей является простота и нетребовательность изготовления поддельной продукции, которую на вид трудно отличить от оригинала. Эта особенность резко отличает рынок ССС, штукатурок, шпатлевок, красок — от рынков других строительных материалов, которые изготовить в «гаражных» условиях не так просто.
Что касается локализации проблемы, то контрафактная продукция достигает различимого объема только в тех регионах, где распространены и являются основным форматом продажи стихийные «открытые рынки» — в первую очередь это Москва и Московская область, затем — Поволжье и Урал.
Согласно сообщению, бум контрафактных смесей пришелся на первую половину 2000-х годов, а на сегодняшний день общие масштабы проблемы значительно снизились: только 1% продукции на рынке является поддельным. Заслуга в снижении объемов подделки принадлежит, главным образом, работе правоохранительных органов и развитию потребительской культуры. Средствами защиты со стороны производителя является периодическая смена дизайна упаковки, качественная полиграфия, использование защитных штрих-кодов и голографических наклеек. Несмотря на положительную динамику, проблема до сих пор актуальна, особенно для крупных производителей, которые и являются основной жертвой копирования.
По-настоящему проблема будет решена только с полным переходом от стихийных строительных «развалов» к цивилизованным торговым предприятиям и строительным супер- и гипермаркетам, то есть к коренному изменению культуры торговли и потребления в строительной сфере.
Источник: «Технологии и бизнес на рынке сухих строительных смесей», февраль 2013