Гипсовое производство в жилой зоне: российский и финский опыт
Уже на протяжении нескольких лет гипсовый карьер у деревни Гомзово в Нижегородской области является камнем преткновения между населением деревни, местными властями и иностранным концерном. В 2006 году новость о начале строительства гипсового завода и разработки карьера вызвала волну возмущения среди местных жителей. Было подано множество коллективных обращений к губернатору, в общественную палату, председателю правительства и в администрацию президента, были организованы массовые митинги протеста.
В настоящее время, когда строительство завода подошло к концу и запуск производства намечен на июль 2013 году, гомзовское месторождение снова стало предметом разговоров. Стоит отметить, что пока гомзовский завод будет работать на привозном сырье из Уфы и Самары, так как начало разработки карьера было перенесено. Основная претензия возмущенного населения, как и раньше, — вред гипсовой пыли для экологии региона и здоровья людей.
Корреспондент газеты «Московский комсомолец» отправился в Финляндию, где крупнейшее гипсовое производство страны (так же на привозном сырье) соседствует с населенным пунктом, чтобы, изучив передовой опыт, выяснить, кто прав и насколько оправданны опасения населения российской деревни.
В небольшом финском районе Киркконумми (полчаса езды от Хельсинки), где расположен завод, журналиста встретила живописная северная природа, леса и заливы с разбросанными мелкими поселениями.
В конце Второй мировой войны на территории Киркконумми, относившейся на тот момент к СССР, была расположена советская военная база. На холмах стояли артиллерийские точки, откуда производились удары по Хельсинки, а в заливах стояли советские подводные лодки. Эта страница прошлого оставила после себя несколько бункеров, ставших сегодня местом экскурсий.
В Киркконумми множество музеев, в помещениях и под открытым небом. По соседству с гипсовым производством находится охраняемое государством древнее захоронение. По другую сторону от гипсового завода простирается природоохранная зона, где обитают белки-летяги, являющиеся строго охраняемым исчезающим видом.
Все эти достопримечательности привлекают сюда туристов со всего мира. Летом сюда приезжают любители гольфа и яхтинга, зимой — поклонники лыжного спорта. Здесь можно рыбачить, собирать ягоды и грибы, изучать каменные курганные захоронения бронзового века или просто наслаждаться идиллическим сельским пейзажем.
Гипсовое производство, о котором идет речь, было открыто в Киркконумми в 1972 году, и с тех пор там производится вся линейка гипсовой продукции и некоторые уникальные разработки — например, влагостойкий материал на основе гипса и стекла. Две трети продукции идут на внутренний рынок Финляндии, оставшееся — на экспорт. Длина конвейера завода — та же, что и на нижегородском — 450 м.
Считается, что финские промышленники уделяют гораздо больше внимания соблюдению требований техники безопасности, чем другие европейцы. На заводе действует ряд жестких правил и ограничений, все действия персонала строго регламентированы.
Директор финского завода Питер Озимек, имевший опыт работы в России, ответил на главный вопрос корреспондента «МК»: «От жителей ближайшей деревни поступали жалобы. Но их цель была не выявление нарушений, а возможность что-то получить от завода. Мне кажется, в Гомзово просто боятся чего-то нового – это психологический фактор. Или в России мало знают, что гипс – это экологически чистый материал, он не наносит вреда здоровью. Гипсовый камень, который будет использоваться в Гомзово, крупный, и от него очень мало пыли».
Гипсовое сырье в Киркконумми доставляют из Испании по морю, от порта до завода — километр, а на обочине дороги, связывающей их, можно заметить пятна гипсовой пыли. Особых требований к перевозке гипса в Финляндии, одной из самых экологически чистых стран мира, нет. Питер Озимек, говоря о том, что в Европе гипсовая пыль никого не пугает, указал на очищенный от леса огромный пустырь у этой дороги, где будет построен жилой микрорайон. Склад сырья на территории производства представляет собой огромные груды гипса, что тоже никого не смущает.
Главный архитектор района, которого также навестил журналист, объяснил, что в Финляндии нет препятствий для размещения производства рядом с жилыми зонами, а гипсовая или угольная пыль должна просто оседать на производственной площадке. По словам архитектора, согласно плану застройки района, производство будет окружено коттеджами.
Подводя итог своей поездки, журналист вспоминает, что на его вопрос о возможных причинах боязни гипсового производства в нижегородской глубинке, финские чиновники пожимали плечами: «Извините, но мы с этим никогда не сталкивались...»